Содержание
«Был обычный учебный день, перемена. Я шла по коридору с подругами и смеялась. Внезапно мне показалось, что в сердце сильно зажгло, а дыхание перехватило.
Я остановилась и почувствовала, что сердце бьётся быстро, как у кролика. Мне показалось, я умираю. Ноги превратились в вату, меня охватила жуткая паника, случилась настоящая истерика. Завуч вызвал скорую…»
Такая история есть в воспоминаниях практически каждого ВСДшника. Первые панические атаки случаются именно в пубертатном периоде, и на это есть весомые физиологические и психологические основания.
Совсем юные пациенты с ВСД, как правило, плохо осознают симптомы (или вообще их не чувствуют и не понимают). Поэтому диагноз «вегето-сосудистая дистония» в детском возрасте ставят крайне редко. Но организм подростка – это лучшая почва для укоренения ВСД и главных её «прелестей» – панических атак (гипертонических или адреналиновых кризов).
Симптомы панической атаки у подростка мало чем отличаются от симптомов взрослых ВСДшников, но юные страдальцы воспринимают картину крайне тяжело по трём причинам:
Если рядом не оказывается понимающего взрослого, или если все вокруг начинают обвинять подростка в наигранной болезни, школьник ещё сильнее замыкается в себе. Как правило, в напряжённой атмосфере панические атаки у подростков склонны повторяться с новой силой и закрепляться на всю жизнь.
Что чувствует ребёнок, который подвергся адреналиновому кризу?
Если окружающие поддадутся этой панике (а это случается очень часто, поскольку не все люди знакомы с проявлениями ВСД), подросток может напугаться до такой степени, что потеряет сознание. Первым делом нужно обнять ребёнка и постараться донести до него: то, что происходит, – не смертельно и пройдёт через 20-30 минут.
Подростка нужно усадить на диван и дать выпить 30 капель Корвалола (Валокордина), постараться отвлечь разговорами или совместными занятиями. Подросток, захваченный адреналином, дышит слишком часто, из-за чего ощущает удушье: лёгкие, забитые воздухом, функционируют в непривычном режиме. Для этого нужно попросить ребёнка сложить ладони лодочкой и какое-то время подышать в них, растягивая вдохи и выдохи.
Внимательные родители всегда помнят, что до появления панических атак у подростка имелась своеобразная «история болезни». Проявлялась она в «странном» состоянии, которое врачи списывали на возрастную перестройку организма. Многие припомнят и то, как не верили в «болезнь» ребёнка и с руганью отправляли его на уроки, настоятельно рекомендуя заканчивать с притворством. Симптоматика действительно может показаться накрученной, но, к сожалению, часто эти симптомы становятся предвестниками скорых панических атак:
Дело в том, что каждый без исключения подросток претерпевает глобальную перестройку организма. Иногда тело так усиленно растёт, что сосуды просто не успевают вытягиваться и снабжать все органы нужным объёмом крови: отсюда и слабость с низким давлением и ватными ногами. А ЦНС только учится держать баланс между двумя своими отделами, поэтому давление подростка так нестабильно, впрочем, как и настроение.
Важно понимать: если этот физиологически сложный период осложнится психологически – симптомы не оставят человека в покое, даже когда организм полностью вырастет. Чем сильнее родители давят на неокрепшую психику школьников, морально подавляя их и заставляя замыкаться в себе, тем ярче будут проявляться панические атаки у подростков, созревшие на благодатной почве внутреннего напряжения. Возрастной дисбаланс нередко переходит в хронический.
Практически все подростки, имеющие проблемы в отношениях с родителями (и в школе), рано или поздно сталкиваются с паническими атаками. Многие из них затем становятся настоящими ВСДшниками, пациентами психотерапевта, имеющими внутри целую коллекцию фобий и нереализованных желаний из далёкого детства.
vsdshnik.com
Паническая атака – это состояние повышенной мучительной тревоги в сочетании со страхом и неприятными соматическими симптомами. Подобные явления появляются именно в подростковом возрасте, когда нервная система человека очень уязвимая.
Этот вопрос входит в компетенцию психологов и психотерапевтов, а не каких-то других врачей. Поэтому, если приступы паники случаются слишком часто и мешают полноценной жизни, следует обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.
В подростковом возрасте человек сталкивается с проблемой становления личности, но еще не может четко определить свои взгляды и цели. На него давят множество факторов – критика учителей и родителей, общение с ровесниками, влияние интернета и улицы.
Приступ паники имеет следующее симптомы:
У человека может проявляться несколько признаков сразу, а также появляется бессонница, депрессия, угнетенное состояние. При этом внутреннее напряжение может сохраняться достаточно длительное время. Это явление нельзя игнорировать, поскольку оно может закончиться нервным срывом или даже суицидом. В подростковом периоде человек начинает воспринимать мир враждебно, чувствует себя одиноким и брошенным.
На фоне паники возникают необоснованные страхи, которые часто перерастают в серьезные фобии. Паническим атакам у подростков способствуют поведенческие стереотипы, навязанные с детства. Когда ребенок пытается выразить эмоции, родители его ругают, говоря – «закрой рот!» или «хватит реветь!».
В более старшем возрасте они учат его, что в любой ситуации нужно вести себя сдержано и прилично. Большинство родителей проводят такое воспитание на повышенных тонах, в грубой пугающей форме. В результате самооценка ребенка падает, он боится выразить свое мнение, проявить себя в социуме. Он подавляет чувства и эмоции, что в будущее выливается в панические атаки.
Взрослые считают, что такое поведение им не свойственно, однако, подобные проявления чаще всего случаются именно в закомлексованных подростков, таких себе «серых мышек». Вулкан постоянно подавляемых эмоций должен найти куда-то выход. Неплохим вариантом могут быть спортивные секции, танцы или другие занятия, требующие физической активности. Таким образом подросток через тело выбрасывает душевный негатив и напряженность.
Хорошим способом трансформации эмоций психологи считают творчество. Оно позволяет освободиться от переживаний, придавая им другую форму (музыка, стихи, проза, картины). Если же подросток не находит путей для выхода своих эмоций, они уничтожают его изнури. На фоне этого возникают конфликты с родителями, учителями, друзьями и близкими. Подростку трудно разобраться, кто его поддерживает, а кто пытается навредить. Нередко он компенсирует дисгармонию алкоголем и наркотиками.
У девочек панические атаки случаются гораздо чаще, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что женский пол от природы более чувствителен и эмоционален. Не стоит воспринимать это, как дамские капризы. Если девочка стала нервной, плаксивой, у нее часто меняется настроение и желания – это тревожный сигнал и для родителей, и для самого подростка.
Прогноз лечения таких состояний хороший. От них возможно избавиться, не прибегая к медикаментозным средствам. Иногда достаточно нескольких бесед с психологом. Однако, благоприятный исход возможен только при условии доверительных отношений родителей и ребенка. Ведь нездоровая обстановка в семье – это первый фактор развития неврозов и других психических нарушений у подростков. Если родители не уделяют ребенку должного внимания, не стремятся понять и услышать его, он находит утешение в сомнительных компаниях и субкультурах.
Следует помнить, что она может возникнуть совершенно внезапно, поэтому надо быть готовым ее встретить. Вот некоторые способы борьбы с приступом паники:
Попробуйте замедлить дыхание так, чтобы его частота не превышала 4-5 вдохов в минуту. Руки положите на верхнюю часть живота. Глаза при этом лучше закрыть. Можно потренироваться этому упражнению дома в спокойной обстановке.
Можно вспомнить что-то приятное или даже смешное. Конечно, переключиться с негативного состояния очень трудно, но стоит повернуть свои мысли в другое русло, перестать думать о том, что собственно и вызвало атаку.
Нужна профессиональная коррекция психолога. В подростковом возрасте вообще не рекомендуют принимать какие-либо медикаменты в борьбе с психологическими нарушениями. Нестабильность нервной системы подростков – это естественное явления, которое можно регулировать без помощи фармакологии.
Важно вовремя заменить расстройство и начать эффективную терапию, иначе такие явления чреваты тяжелой депрессией, которая способна сломать человека изнутри. Хронические неврозы сильно ограничивают личностное развитие и заметно понижают качество жизни.
familyexpert.ru
Обычно, при панических атаках подростки жалуются на определенные признаки. Это слабость, ощущение ужаса, предчувствие чего-то страшного и трагического. Некоторые рассказывают, что их начинают преследовать мысли о неминуемой расплате, близкой смерти. При этом возникает головокружение, наблюдается полуобморочное состояние. В том числе, нарушается сердечный ритм, немеют пальцы на руках и ногах, человека бросает то в холод, то в жар. Может начаться не только тошнота, но и рвота. Во время панической атаки подростки ощущают боль в грудной клетке, затрудненное дыхание, спазмы в желудке, кишечнике.
Рассказывая о своих ощущениях, подростки нередко утверждают, что в это время ощущали искаженное восприятие действительности. В подобном состоянии у некоторых больных происходит непроизвольное мочеиспускание, что является в таком возрасте особенно тяжело переживающимся фактором, ведь панические атаки у подростков нередко происходят на виду у окружающих. Почему у подростков возникают панические атаки? Известно, что психологическим атакам наиболее подвержены подростки, которые имеют повышенную чувствительность к тревожности. Что это такое? Это тенденция к гипертрофированному восприятию человеком различных телесных ощущений, имеющих отношение к беспокойству. Например, если у подростка возникло болевое ощущение или дискомфорт в области кишечника, он воспринимает это, как приступ аппендицита. Именно поэтому лечение панических атак у подростков лучше всего производится методом поведенческой терапии. В настоящее время максимально вероятными причинами панических атак у подростков считаются социальные факторы. Отмечено, что панические расстройства часто наблюдаются у тех пациентов, которые в детском возрасте подверглись сексуальному или физическому насилию. Нередко первые панические атаки у подростков являются следствием серьезной болезни, сильного стресса, или приема определенных медикаментов, которые усилили активность части мозга, отвечающей за реакцию страха. В любом случае, данную проблему необходимо решать с помощью психотерапевта, и навсегда избавляться от патологических проявлений. Лечение Для лечения панических атак у подростков используются современные методы, обеспечивающие высокую эффективность и быстрые положительные результаты. Медицина не дает точных ответов, по какой причине подростки страдают паническими атаками, но даже с учетом индивидуальной биологической уязвимости, образа мышления, и прочими факторами, своевременное лечение всегда успешно. Вообще, специалисты используют для лечения подростков с депрессивными расстройствами те же самые медикаменты, что применяются для взрослых пациентов. Это могут быть различные антипсихотики, противотревожные препараты, нормотимики, которые не имеют побочных эффектов и не вызывают зависимости. Разумеется, доза таких препаратов всегда подбирается врачом в индивидуальном порядке, причем, это производится в реальной практике. Особенность в том, что панические атаки у подростков всегда различны, дети не одинаково реагируют на психотропные препараты, так как их вегетативный и эмоциональный статус характеризуется лабильностью. Поэтому желательно обратиться к опытному подростковому психиатру, и не откладывать визит на длительное время.www.raut.ru
В своей жизни человек нередко сталкивается с ситуациями, в которых он испытывает страх. Склонность к возникновению страхов – типичная особенность психогенных заболеваний и других форм патологии в детском возрасте. В определённые моменты страх может переходить в панику.
Выделены самостоятельные клинические формы, при которых тяжёлые приступы тяжёлой тревоги (паники) не ограничиваются определённой ситуацией или конкретными обстоятельствами и поэтому непредсказуемы.
Ещё в конце Х1Х века «тревожные атаки» (anxiety attack) описал Зигмунд Фрейд. При них тревога возникала внезапно, не была спровоцирована какими-либо идеями и сопровождалась нарушениями дыхания, сердечной деятельности и других телесных функций. Фрейд описывал такие состояния в рамках «невроза тревоги» или «невроза беспокойства».
Термин «панические атаки» в качестве отдельной клинической единицы существует в зарубежной литературе с 1980 года. У врачей-неврологов он больше фигурирует под маской вегетативно-сосудистого криза. Панические атаки обычно возникают у людей в возрасте 20-40 лет, однако сейчас описываются у детей в возрасте 10-15 лет. В целом их распространённость в популяции достигает 3 %, причём лица женского пола страдают в 2 раза чаще (Von Kroff G., 1985; Katon W., 1986).
Причинными факторами возникновения панических атак могут быть как шоковые и субшоковые психические травмы, вызывающие острый испуг, так и затяжные психотравмирующие ситуации (у детей это длительная разлука с близкими, тяжёлая болезнь родителей и др.).
В этиологии немалая роль принадлежит также некоторым факторам внутренних и внешних условий. В числе внутренних факторов особое значение имеют тревожно-мнительные черты характера и проявления психической незрелости в виде повышенной впечатлительности и внушаемости. Определённую роль играет, по-видимому, и рецессивно-генетическая передача: у родителей достоверно повышен процент тревожно-депресcивных расстройств.
Основным способствующим паническим атакам фактором внешних условий является неправильное воспитание типа потворствующей гиперпротекции с тревожными опасениями родителей по поводу здоровья ребёнка.
Огромное значение для клинической реализации панических атак имеет нарушение вегетативной регуляции при обусловленности конституциональными особенностями организма, а может быть и результатом натальных и постнатальных травм, нейроинфекций, интоксикаций.
Панические атаки могут бывают:
Факторы, провоцирующие криз, можно условно разделить на психогенные, физиогенные и биологические. Среди психогенных факторов следует выделить кульминации конфликтов и острые реакции на стресс. К физиогенным относятся чрезмерные физические нагрузки, инсоляция (другие виды перегрева), переохлаждение, интоксикации, метеотропные факторы. Биологические факторы включают в себя менструации, начало половой жизни, беременность, аборты, приём контрацептивных средств.
Для клинической картины заболевания характерна приступообразность состояний паники. Приступ, продолжающийся от 10-15 минут до нескольких часов, наряду со сверхценными страхами, тревогой и сенсопатиями включает более или менее длительное двигательное беспокойство и различные соматоневрологические расстройства: сердцебиение, потливость, затруднённое дыхание, неприятные ощущения в области сердца, дрожь.
Старшие дети и подростки во время приступа крайне ипохондричны, «прислушиваются» к телесным ощущениям, часто жалуются на остановку сердца, ощущение недостатка воздуха, затруднённое глотание, высказывают опасения или уверенность в наличии тяжёлого заболевания, неминуемой смерти, требуют немедленно вызвать врача. Тревожные опасения болезни или смерти могут распространятся и на близких.
На высоте панического приступа дети и подростки целиком охвачены страхом с трудом поддаются разубеждению, не верят в возможность выздоровления, ажитированы, испытывают тягостные телесные ощущения. При этом имеют место разнообразные вегетативные расстройства с преобладанием симпато-адреналовой симптоматики:
Приступ может завершиться повышенным мочеотделением. У подростков (чаще у девочек) приступы страха нередко сопровождаются психосенсорными нарушениями (больше как нарушение схемы тела), а также явлениями деперсонализации и дереализации. Без коррекции и лечения панические атаки переходят в более стойкие сенестопатические ипохондрические состояния.
В зависимости от временного фактора панические атаки могут носить характер пароксизмов или кризов. В первом случае — это сравнительно кратковременные (до 10-15 минут) нарушения с недомоганием, головной и лицевой болью, чувством дурноты, болью и чувством «замирания» в области сердца, бледностью или гиперемией лица, тошнотой, потливостью, учащением или замедлением сердечных сокращений, нарушением дыхания, головокружением, мышечной слабостью, «внутренней дрожью», учащёнными позывами к мочеиспусканию.
Кризы отличаются более длительным и глубоким расстройством гомеостаза с обязательным включением лимбико-ретикулярных структур. Вегетативно-висцеральные нарушения становятся более длительными и могут выступать в самых различных вариациях с обязательным присоединением эмоционально-аффективных расстройств.
При протекании кризов с преимущественно вегетативно-висцеральной симптоматикой могут встречаться самые различные комбинации симптомов со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также — желудочно-кишечного тракта. Особенно ярко проявляются эти изменения у подростков при нередко встречающихся так называемых гипервентиляционных кризах. Ведущим ядром их является триада симптомов: усиленное дыхание, тетания и парестезии. Одновременно отмечается озноб, потливость, волны жара или холода и преходящая общемозговая и очаговая неврологическая симптоматика, очень часто к ней присоединяются сенестопатии. Подобные варианты кризов получили название конверсионных.
Обилие симптомов делает порой чрезвычайно затруднительной дифференциальную диагностику панических атак и некоторых форм височной эпилепсии, а также истериоформных расстройств.
При преобладании в кризах эмоционально-аффективных расстройств последние чаще представлены фобическими пароксизмами. В этом случае ведущим клиническим проявлением становится страх. У детей это страх темноты, одиночества, отрыва от матери, больницы; у подростков – страх открытых пространств, высоты, большого количества людей, катастрофы, падения, возможности «сойти с ума», заболеть неизлечимым заболеванием. В связи с этим могут предприниматься защитные формы поведения: не выходят на улицу, постоянно моют руки, требуют присутствия рядом родственников. В последующем страх перестаёт быть конкретным и проявляется общей тревогой, напряжённостью, немотивированной агрессией. К сожалению, такие приступы имеют и более отдалённые последствия, так как становятся фоном для формирования психопатологических черт характера, поскольку в динамике имеют тенденцию полностью не купироваться в межприступном периоде.
Таким образом, критерии, необходимые для диагностики панических атак, следующие:
При наличии трудности в разубеждении и неверия в выздоровление дети и подростки в то же время отличаются повышенноё внушаемостью в отношении своего здоровья и стремятся быть поближе к медперсоналу, в присутствии которого чувствуют себя спокойнее.
После окончания приступа появляется частичное критическое отношение к присутствовавшим во время атаки мыслям и опасениям. Характерно, что сознание чуждости, болезненности страхов и активное стремление к их преодолению не только в период приступа, но и вне его, отсутствуют в отличие от больных с навязчивостями.
Межкризовый период при панических атаках очень разнообразен — от полного отсутствия каких-либо нарушений до выраженных психовегетативных расстройств. Описываются в литературе генерализованная тревога, тревожное ожидание приступа с формированием на этом фоне избегательного или ограничительного поведения в крайнем своём выражении — депрессии. Тревожный синдром у детей в известной степени маскируется нарушениями сна (трудности засыпания и беспокойный сон, не дающий отдыха), мышечное напряжение, дрожь, постоянное беспокойство о своём будущем, суетливость.
Может встречаться и преимущественно астенодепрессивная симптоматика с соответствующими изменениями поведения и социальными проблемами. Даже неглубокая депрессия снижает социальную активность детей и подростков: ограничение контактов со сверстниками, снижение успеваемости и обычных интересов, отказ от увлечений, сужение круга интересов на состоянии здоровья и симптомах болезни, которые подростки могут ипохондрически разрабатывать и ещё больше погружаться в болезнь (здесь возможны мысли о смерти и самоубийстве).
Нередки в межкризовый период и истерические расстройства с типичными для них соматическими и поведенческими демонстрациями: болевые синдромы, преходящие функциональные неврологические расстройства (псевдопарезы, астазии-абазии, мутизм, амавроз, афония, припадки).
Весьма характерны в межкризовый период и разнообразные вегетативные симптомы в различных соматических сферах (в том числе и терморегуляторной), а также в системах потоотделения, сосудистой регуляции, мышечной и вестибулярной.
Лечение панических атак у детей и подростков представляет собой сложную задачу и должно быть патогенетическим. Вполне оправдано назначение комбинаций симпато- и холинолитиков, ганглиоблокаторов, нейролептиков, транквилизатров, сосудистых, десенсибилизирующих и ноотропных средств.
При этом помощь больным с паническими атаками в ряде случаев может носить ургентный характер. Надо отметить, что купирование отдельных панических атак с помощью типичных бензодиазепинов не приводит к излечению больного, зато способствует прогрессированию и хронизации болезни.
В предупреждении повторного возникновения панических атак, как убедительно показали многочисленные исследования с использованием двойного слепого плацебо-контроля, наиболее эффективными являются две группы препаратов: антидепрессанты и атипичные бензодиазепины (клоназепам и альпрозалам).
Не следует забывать и о психотерапии (особенно при купировании психовегетативного синдрома с преобладанием астено-депрессивной, ипохондрической, обсессивно-фобической или истерической симптоматики), которая в современных условиях при интегративном её применении является крайне необходимой и может быть весьма эффективной.
В межприступном периоде с психотерапией перспективно комбинировать физиотерапию (с учётом её индивидуальной переносимости, особенно при назначении процедур на область головы и шеи). Здесь же патогенетически обоснованно применение сосудорасширяющих препаратов, венотоников, витаминов группы В, лёгких мочегонных средств.
Лечение должно проводится строго индивидуально с учётом этиологии, клиники, возраста больного, а нередко и чисто психологических и социальных факторов.
meddoc.com.ua